Уральский регион начинает восстанавливаться после финансового кризиса, разразившегося в 2008 году. Здесь вновь появляются крупные логистические проекты - так, в Свердловской области введены в эксплуатацию грузовой терминал в екатеринбургском аэропорту Кольцово и складской комплекс «Чкаловский», а в Челябинской области к 2015 году запланировано строительство транспортно-логистического комплекса «Южноуральский».
По мнению экспертов, двум регионам нужно скоординировать деятельность для создания полноценного транспортного коридора. В свердловском министерстве транспорта отмечают, что ввод в эксплуатацию современной грузовой инфраструктуры позволит повысить объем грузоперевозок в Кольцово к 2030 году до 79,4 тыс. тонн в год. В разработке - такие крупные проекты, как терминал «Чкаловский» стоимостью более 12 млрд рублей в Екатеринбурге и грузовой терминал в аэропорту Кольцово площадью 19 тыс. кв. метров, объем инвестиций в который составляет 1,4 млрд рублей.
Кроме того, строительство терминально-логистического центра в регионе планирует и ОАО «РЖД» в рамках создания собственной опорной сети по России. Согласно проекту, здесь расположится центр таможенного оформления, контейнерный терминал для обработки двадцати-, сорока- и сорокапяти-футовых контейнеров, контрейлерный терминал, терминал инертных материалов и промышленного назначения, универсальный складской комплекс, а грузовые потоки будут вынесены за пределы города.
Челябинская область также полна амбициозных проектов в логистической сфере. Так, в прошлом году озвучивался проект «Шелковый путь» (перенаправление грузопотоков из Китая), который предусматривал строительство двух крупных логистических центров, а также расширение федеральной трассы М5 Москва—Челябинск.
Впрочем, недавно региональные власти анонсировали строительство мультимодального комплекса «Южноуральский» около транспортного узла Троицк—Южноуральск площадью 180 гектаров. Инвестиции в проект оцениваются в 1,2 млрд евро.
Согласно мнению экспертов, интерес у субъектов уральского региона к крупным логистическим проектам наблюдался в 2007–2008 годах. В Челябинской области, к примеру, построить складской комплекс на 250 тыс. кв. метров собиралась «Евразия Логистик». Ориентировочный объем инвестиций составлял $100 млн. Кроме того, на Южный Урал рассчитывали инвестиционная группа «Авалон» и британский фонд Raven Russia - так, с их помощью должны были расчиститься площади под недвижимость в Копейске. Возле этого города должен был появиться их совместный проект Megalogix — логистический комплекс площадью 100 тыс. кв. метров. Объем инвестиций был запланирован на уровне $150 млн. Но из-за кризиса реализовать проекты так и не удалось.
Мнения экспертов сходятся в одном: рынок складской недвижимости в Уральском федеральном округе еще далек от насыщения. Так, ежегодная потребность Свердловской области во вводе новых площадей составляет от 80 тыс. до 100 тыс. кв. метров, Челябинской области — от 30 тыс. до 40 тыс.
Как следует из исследования кафедры промышленного транспорта Магнитогорского государственного технического университета, региональные ТЛЦ следует разместить в городах Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. Локальные логистические центры, согласно расчетам, следует создать в городах Магнитогорск, Сургут, Нижневартовск, Нижний Тагил, Курган, Ноябрьск и Новый Уренгой.