Бизнес-план – это очень важный документ, который содержит подробное описание всех сторон будущего бизнеса. Необходимость написания бизнес-плана должен понимать каждый, решивший начать собственный бизнес. Если подойти к этому вопросу легкомысленно, предприниматель сильно рискует, что управление компанией выйдет из-под его контроля и будет стремительно двигаться к банкротству. Без бизнес-плана начинать коммерческую деятельность не станет ни один разумный человек. Возможность эффективного управления своим делом и контроль над ним – это главная причина, почему необходимо иметь подробный бизнес-план. Однако, в некоторых случаях он может понадобиться и для предоставления другим лицам. Например, если вы пожелаете получить инвесторскую помощь, у вас обязательно попросят показать ваш бизнес-план. Если вы планируете брать кредит в банке на развитие бизнеса, то вам также нужно будет предоставить бизнес-план своего проекта. Даже если вы собираетесь использовать кредиты или помощь инвесторов, рекомендуется составлять бизнес-план в первую очередь для внутреннего использования, то есть, для себя. Бизнес-планы, написанные исключительно для предоставления другим лицам, зачастую содержат «идеализированную» информацию и имеют мало общего с реальным положением дел. Поэтому для предпринимателя такой бизнес-план будет нести очень мало пользы.
Следующий вопрос заключается в том, как составить бизнес-план. Написание бизнес плана – это не рассказ на вольную тему, поэтому он имеет определенные правила и принципы составления. Конечно, бизнес-планы можно писать по-разному, сейчас существует множество примеров и образцов (со многими из них вы можете ознакомиться на портале ДеньгоДел.com в разделе «Бизнес-планы»). Однако, каждый грамотный бизнес-план должен иметь определенные разделы, которые и составят основу вашего проекта.
К ним относятся:
- введение (описывается уникальность и достоинства вашего проекта);
- возможности и обзор рынка (описание рынка сбыта, анализ конкуренции);
- учредители (информация о составе команды проекта);
- производственный план (описание бизнес модели);
- финансовый план (движение денежных средств);
- маркетинговый план (продвижение продукта);
- организационный план (описание внутреннего режима предприятия);
- анализ рисков;
- источники финансирования.
Не допускайте типичные ошибки составления бизнес-планов. Для описания рынка и конкурентов полагайтесь только на надежные источники информации, и не пишите слишком много «воды» – все данные должны быть конкретны и по делу.
Похожие статьи:
Бизнес-план: что это?Как составить бизнес план?Бизнес-план для кредита – это простоСовет по написанию бизнес-плана строительстваНаписание бизнес-плана: что учитываемВы можете заработать деньги с помощью домашнего бизнеса