Когда где-либо упоминается
авиационное топливо, то для того, чтобы не ошибиться обязательно нужно уточнять, о топливе для какого именно типа самолётов (двигателей) идёт речь. Если разговор идёт о реактивной авиации, то там в качестве авиатоплива используется авиационный керосин, а если о поршневой (её ещё часто называют "малой") - дело касается авиационного бензина и именно о нём далее пойдёт речь.
Особенности авиационного бензина
Несмотря на похожесть своего названия (бензин), топливо для самолетов "малой авиации" весьма сильно отличается по составу и свойствам от автомобильного. Связано это с тем, что поршневой авиадвигатель работает в более жёстких условиях (повышенная нагрузка, пониженное окружающее давление и так далее). Именно поэтому во фракционном составе авиабензина отсутствуют углеводородные фракции, выкипающие при температурах свыше 180°С - а вот у автомобильного бензина этот параметр составляет ~210°С, поскольку у него нет необходимости формировать насыщенную топливно-воздушную смесь при пониженном давлении окружающего воздуха.
Однако главное отличие между автомобильным и авиационным бензинами заключено в том, что последний содержит в качестве обязательной топливной присадки ТЭС (ТетраЭтилСвинец) - весьма ядовитое органическое вещество, в состав которого входит свинец. Оно служит не только для повышения октанового числа топлива, но также играет важную техническую роль в работе авиадвигателя: выделяющийся из авиатоплива металлический свинец служит своеобразной "металлической смазкой" для особо нагруженных узлов (например, группы клапанов) поршневого авиационного мотора. Без этой смазки заявленный ресурс авиадвигателя радикально снижается, а сама работа становится ненадёжной.
Национальные стандарты
Содержание ТЭС в авиатопливе регламентируется национальными стандартами: так, в России эту роль выполняет ГОСТ 1012-2013, а в США - стандарт на авиатопливо ASTM D 910. Российский ГОСТ охватывает марки бензинов Б-92 (для гособоронзаказа) и Б-91/115 (для "гражданского" применения), причём в "гражданском" авиабензине максимальное содержание ТЭС может достигать 2.5 грамм на килограмм топлива. Зарубежные же стандарты в этом плане много "мягче": так, популярный импортный авиационный бензин 100LL содержит до 2 граммов ТЭС на объём в один американский галлон (это без малого четыре литра). Кроме того, в США в упомянутый стандарт не так давно была введена марка авиабензина 100VLL, в которой содержание ТЭС было снижено ещё на ~19%.