11 июля, после принятия во втором чтении, в третьем чтении будет рассмотрен законопроект о «черных списках» интернет-сайтов. Удивительно, как быстро продвигается его слушание всего спустя месяц после его внесения в Госдуму. Инициаторы законопроекта рассчитывают, что он вступит в силу 1 января 2013 года.
В знак протеста очередного наступления цензуры русскоязычная «Википедия» вчера прекратила свою работу, а сегодня в её шапке расположилось просьба о помощи читателей энциклопедии не дать вступить в силу поправки в «Законе об информации» и создание внесудебной цензуры Интернета.
Авторы законопроекта считают именно такой мир комфортным и понятным. Ясно, что уже в ближайшее время возможность внесудебной блокировки интернет-ресурсов будет на уровне федерального закона.
Основное положение данного законопроекта — создание общего реестра интернет-сайтов, которые содержат информацию, запрещенную для распространения на территории России. Правительство назначит исполнительный орган, в силах которого будет назначить некоммерческую организацию-оператора реестра сайтов, которые содержат запрещенную информацию. Никакого конкурса или механизма учета мнения общественности не предусматривается.
Попадание ресурса в реестр будет означать его блокирование.
В законопроекте предусматривается две категории запрещенной информации: сайты, которые содержат детскую порнографию, а так же пропаганда наркотиков и самоубийств. Данные ресурсы будут блокироваться по решению уполномоченного органа исполнительной власти. Сайты с другой «неправильной» информацией — по решению суда.
Владельцу интернет-ресурса будет предложено в течении суток удалить контент, который вызовет претензии оператора реестра сайтов. В случае невыполнения требования сайт будет заблокирован. Конечно, можно обжаловать несправедливое решение включения сайта в реестр, однако добиваться его отмены придется не один месяц.
Авторы и защитники законопроекта называют его противников «педофильским лобби», не считая нужным упоминать о том, что основную волну критики вызывают юридически неграмотные формулировки и сама идея возможности ограничения одного из фундаментальных прав человека без четко прописанных процедур и судебного решения. Аргументация по принципу «все, кто против, – педофилы, извращенцы и иностранные агенты» лишний раз показывает отсутствие разумных доводов в пользу закона.
В истории России впервые возможность ограничения свободы распространения информации на просторах интернета без суда будет осуществляться федеральным законом, а не распоряжением органа власти.