Противогололедные реагенты, в отличие от абразивов, являются химическими веществами, снижающими точку таяния снега, наледи. При взаимодействии с обледеневшими участками лед расплавляется, переходя в жидкую фазу. Кристаллы реагентов работают по следующей схеме:
- забирают из окружающего воздуха избыточную влагу
- вступают в реакцию с водой
- переходят в жидкое состояние с интенсивным выделением тепла
- тепловая энергия топит лед
- образовавшийся соляной раствор имеет более низкую температуру замерзания, чем у воды
Несмотря на одинаковый принцип действия, растворы имеют различный уровень экологической безопасности.
Разновидности противогололедных реагентов
В настоящее время ЖКХ, дорожные службы России используются следующие антиобледенители:
- техническая соль — хлористый натрий, каменная, поваренная (непищевая)
- ХКМ — модифицированная соль кальция
- ХММ — соль марганца модифицированная (бишофит)
- =ХКНМ — модифицированный натрий (айсмелит)
Противогололедные реагенты имеют разный расход, самым экономичным считается айсмелит, имеющий максимальную скорость плавления, затяжное действие. При этом коррозионная активность получившегося продукта ниже, чем у воды. Недостатком является высокая температура замерзания (-20?С).
Противогололедные реагенты на основе хлористого кальция не могут замерзнуть до -34?С, позволяют экономить до 30% по сравнению с технической солью. Отсутствует коррозионная активность, поэтому, продукт часто используется для бетонных, металлических мостов.
Противогололедные реагенты Бишофит хранятся в герметичной таре до трех лет, не застывают до -35?С, имеют расход 90 г/м2. Эта группа химических веществ применяется во всех подразделениях дорожных, жилищно-комунальных служб.
Особенностью продукта является сезонность, поэтому, рачительные специализированные службы, имеющие достаточный бюджет, запасают материалы летом, значительно экономя средства. Для увеличения эффекта бюджетную каменную соль смешивают с абразивом, многократно повышая эффект в сильные морозы.
Реже используются жидкие ПГР на хлористо магниевой, натриевой, кальциевой солей в пропорциях 5 — 29%. Комбинированные ПГР содержат формиат натрия (от четверти до половины массы), мраморную крошку в качестве наполнителя (80 — 50%). В населенных пунктах обрабатываются зоны торможения (участки перед перекрестками), проезжая часть целиком в зависимости от погодных условий. На трассах реагентами поливают/посыпают мосты, эстакады, развязки, тормозные площадки., тоннели, крутые подъемы/спуски.